За последние 5 лет работы Управлением Костромской и Ивановской областям в сфере государственного земельного надзора на территории Костромской и Ивановской областей проведено более 10тыс. контрольно-надзорных мероприятий,на землях сельскохозяйственного назначения — в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, органов государственной власти,
По итогам проведенных мероприятий Управлением возбуждено более 5 тыс. дел об административных правонарушениях. Основными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора являются:
— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы,
— уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель;
— невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель от зарастания, захламлении иных негативных воздействий;
— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
— нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения.
В консолидированные бюджеты регионов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушивших земельное законодательство, поступило штрафов на сумму более 37 млн. рублей.
В результате эффективной работы Управления и принятых жестких мер в сельскохозяйственный оборот введено ранее неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения на площади более 25 тыс. га — на территории Костромской области и более 15 тыс. га — на территории Ивановской области.
По материалам, направленных Управлением в органы исполнительной власти регионов, у собственников, не использующих земельные участки для сельхозпроизводства, изъято — 54 земельных участка площадью более 3 тыс. га, из них 47 участков площадью 2,5 тыс. га — на территории Костромской области.
Так, в 2017 году решением арбитражного суда у кредитной организации АО «Росэксимбанк» (г. Москва) был изъят земельный участок площадью 927,5 га, расположенный в Галичском муниципальном районе Костромской области.Кроме этого участка АО «Росэксимбанк» владело земельными участками сельскохозяйственного назначенияв Судиславском, Островском районах Костромской области.Длительное время земельные участки оставались бесхозными, не использовались для сельхозпроизводства и заросли древесно-кустарниковой растительностью. За зарастание земельных участков организациянеоднократно привлекалась Управлением Россельхознадзора и судебными инстанциями РФ к административной ответственности, общая сумма штрафов составилаболее 12 млн. руб.В результате АО «Росэксимбанк»еще добровольно отказалось от 8 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью более 7,9 тыс. га.Все земельные участки перешли в собственность муниципалитетов Костромской области.
В августе 2019 года по результатам проверок в Красносельском муниципальном районе Костромской области ЗАО Учхоз «Боровиковское» отказалось от 8 неиспользуемых земельных участков общей площадью 200 га.
В результате добровольных «отказов» от правообладателей земельных угодий в собственность муниципалитетов Костромской и Ивановской областей возвращено 308 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью более 13 тыс. га.
На текущую дату практически все «отказные» земельные участки для сельскохозяйственного производства не используются и продолжают зарастать деревьями, кустарниками, превращаясь в лес. Заброшенные участки в весенне-летний период представляют серьезную опасность для соседних угодий, населенных пунктов, лесов, отсутствие агротехнической обработки отрицательно влияет на плодородие почвы и пожароопасную ситуацию.
Муниципальные образования, как правообладатели сельскохозяйственных земель в свою очередь должны создавать инвестиционный «климат», проводить поиск подходящих инвесторов, тем самым обеспечивая ввод земель в сельскохозяйственный оборот, развивая сельское хозяйство.
Управлением Россельхознадзора неоднократно вносились предложения по эффективному использованию и введению земельных участков в сельскохозяйственный оборот, усилению работы по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей с последующим поиском потенциальных инвесторов, готовых вкладываться в развитие сельского хозяйства. Однакоработа муниципальных образований на территории Костромской и Ивановской областей проводится недостаточно эффективно, и если бы она проводилась в полном объёме, тогда на месте неиспользуемых земель могли бы быть селекционные станции, тепличные комплексы, питомники и другие сельскохозяйственные предприятия.