Подробно об административно-правовом контроле над деятельностью арбитражных управляющих
Деятельность арбитражного управляющего является разноплановой, что не может не отразиться на многообразии юридической ответственности, к которой он может быть привлечен.
Ответственность арбитражного управляющего регулируется ст. 20.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве основания для наступления ответственности устанавливает неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него законом.
С жалобой на действия арбитражного управляющего можно обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является. В случае установления в ходе проведения проверки деятельности арбитражного управляющего фактов ненадлежащего исполнения своих обязанностей саморегулируемая организация может привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде объявления замечания, выговора, наложения штрафа, либо исключения из своих членов.
Также с жалобой можно обратиться в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве. Наиболее распространенными случаями являются обращения налогового органа, иных кредиторов в арбитражный суд с заявлениями о признании действий арбитражных управляющих незаконными. Основаниями для обращения в суд являются нарушение арбитражным управляющим очередности погашения требований кредиторов, непринятие мер по обжалованию сделок должника, ненадлежащее проведение анализа финансового состояния должника, непроведение собраний кредиторов должника и др.
Наиболее распространенной формой ответственности, к которой привлекается арбитражный управляющий, является административно-правовая. Административно-правовой контроль за деятельностью арбитражных управляющих возложен на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).
В соответствии с действующим законодательством Росреестр является органом по контролю (надзору), который наделен полномочиями по участию в собраниях кредиторов должника, судебных заседаниях по делу о банкротстве, а также по возбуждению в отношении арбитражных управляющих дел об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц Росреестра (его территориальных органов), имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также статьей 14.23, частями 6 — 8 статьи 14.25 КоАП РФ, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2017 № 478.
За неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности, частями 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде вынесения предупреждения, наложения штрафа в размере от 25 000 до 50 000 руб. В случае повторного совершения арбитражным управляющим правонарушения суд может применить такой вид наказания как дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является формальным составом, то есть для наличия состава административного правонарушения достаточно установления факта неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), независимо от того, наступили ли какие-либо последствия.
Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1, части 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ.
О наличии в деятельности арбитражного управляющего нарушений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» специалисты управлений Росреестра узнают из поступающих от граждан, юридических лиц (должника, кредиторов) жалоб (обращений) на действия (бездействие) арбитражных управляющих.
Законодатель значительно увеличил поводы к возбуждению дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (Федеральный закон от 23.07.2013 № 202-ФЗ).
Так, число поводов дополнено сообщениями и заявлениями физических и юридических лиц, сообщениями в средствах массовой информации, заявлениями лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
При этом для заявлений лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника – юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих законодателем установлено важное условие – эти материалы должны содержать достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, факт нарушения может быть выявлен специалистами управлений Росреестра непосредственно при изучении информации, находящейся в свободном доступе, при участии в собраниях кредиторов, при ознакомлении в Арбитражном суде с материалами дела о несостоятельности.
В основном арбитражными управляющими при исполнении своих обязанностей допускаются следующие нарушения: неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по направлению сведений, подлежащих обязательному размещению на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и опубликованию в газете «КоммерсантЪ»; несоблюдение периодичности проведения собраний кредиторов; неисполнение обязанности по закрытию (открытию) расчетного счета должника; нарушение очередности погашения текущих обязательств по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; неполное отражение сведений в отчетах конкурсного управляющего; неисполнение обязанности по направлению кредитору отчета финансового управляющего; несвоевременное проведение финансового анализа состояния должника, описи имущества должника.
Выявленное правонарушение фиксируется должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, который вместе с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности направляется для рассмотрения в арбитражный суд. По результатам рассмотрения указанного заявления суд выносит решение о привлечении арбитражного управляющего к ответственности либо об отказе в удовлетворении требований о его привлечении.
Расширение поводов к возбуждению дела об административном правонарушении свидетельствует о возрастании уровня административного контроля за деятельностью арбитражных управляющих и усилении ответственности за совершение правонарушений при проведении процедур банкротства — тем самым законодателем подчеркнута общественная опасность совершаемых в данной сфере правонарушений.
Законодатель постепенно устраняет имевшийся пробел, который давал возможность недобросовестным арбитражным управляющим, виновным в совершении административного правонарушения, избежать ответственности.
Управление Росреестра по Ивановской области