Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховкого муниципального района ( далее по тексту- КСК) подготовлен во исполнение статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011г.№6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункта 2.5.1. Положения о Контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района, утвержденного решением Совета Верхнеландеховского муниципального района от 22.12.2021г.№33(далее — Положение) и Стандарта организации деятельности (СОД) «Подготовка отчета о работе контрольно счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района», утвержденного приказом КСК от 13.01.2020года №1-ОД.
Целью формирования годового отчета о деятельности КСК является обобщение и систематизация результатов деятельности по проведению внешнего муниципального финансового контроля за отчетный год, обобщения сведений по другим направлениям: организационной, информационной, методической и иной.
1. Общее положение
Контрольно счетная комиссия Верхнеландеховского муниципального района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Советом Верхнеландеховского муниципального района и ему подотчетна, в соответствии со ст. 20 главы 5 Устава Верхнеландеховского муниципального района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.
Решение о создании КСК принято решением Совета Верхнеландеховского муниципального района от 27.09.2018г.№27«О контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района». Структура и штатная численность КСК утверждена решением Совета Верхнеландеховского муниципального района от 27.03.2019г. №10 «О структуре и штатной численности контрольно – счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района» в количестве двух штатных единиц.
В целях выполнения установленных полномочий КСК осуществляет контрольную, экспертно- аналитическую и иную деятельность основанную на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
На основании ст.12 Федерального закона №6-ФЗ и п.2.5г) Положения КСК в 2021году осуществляла свою деятельность на основе плана, разработанного и утвержденного ею самостоятельно приказом КСК от 30.12.2020года №24-ОД, который размещен на официальном сайте Верхнеландеховского муниципального района во вкладке «КСК».
Формирование плана работы осуществлялось КСК на 2021 год с учетом принципов планирования деятельности, определенных в Стандарте 1-СОД КСК-3СС«Требования к планированию деятельности Контрольно — счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района». В отчетном году приоритет при планировании был отдан организационно- методическим и экспертно-аналитическим мероприятиям. Кроме ежегодного плана работы КСК ежемесячно составляются более подробные планы работы комиссии.
Приоритет в аналитическом направлении работы отражает тенденции развития муниципального финансового контроля в Российской Федерации и соответствует поставленной задаче – сосредоточить работу на предупреждении возможных нарушений и неэффективных затрат, что требует усиления именно экспертизы проектов нормативно-правовых актов о бюджете и о внесении в него изменений (особенно расходной части), иных решений затрагивающих бюджетные правоотношения, а также анализа текущего исполнения бюджета в целом и на уровне каждого главного распорядителя бюджетных средств и каждой муниципальной программы.
2. Основные показатели и результаты деятельности КСК в 2021году
В соответствии с утвержденным планом работы КСК, обеспечивая единую систему внешнего финансового контроля за управлением бюджетными ресурсами, в 2021году осуществляла следующие виды деятельности: экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, организационно- методическую и иные мероприятия в рамках правовой деятельности и взаимодействие с другими органами.
В рамках заключенных Соглашений о передаче контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля поселениями Верхнеландеховского муниципального района в 2021году проводились экспертно- аналитические мероприятия в одном городском и трех сельских поселениях.
За 2021год проведено 48 экспертно-аналитических мероприятий, по результатам которых подготовлено:
- 33 заключений по экспертизам проектов нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Верхнеландеховского муниципального района, городского поселения и 3-х сельских поселений с предложениями, которые учтены при принятии решений Советами депутатов;
- 15 аналитических записок по оперативному контролю за ходом исполнения бюджета Верхнеландеховского муниципального района, городского и 3-х сельского поселения, по результатам которых подготовлено 15предложений.
Выявлено нарушений по результатам экспертно-аналитического мероприятия в сумме 51351229-47руб. из них:
- 622579-23 руб. нарушения ст.179 Бюджетного кодекса РФ в паспортах муниципальных программ (допущены завышения и занижения объемов расходов на их реализацию с доводимыми объемами по бюджету);
- 2747669-08руб. нарушения ст.32 Бюджетного кодекса РФ (допущены завышения и занижения показателей налоговых и неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов в приложениях к проектам бюджета);
- 4525369-16 руб. нарушения ст.32 Бюджетного кодекса РФ (допущены завышения и занижения показателей расходов);
- 500194-00руб. нарушения ст.47.1 Бюджетного кодекса РФ ( допущены занижения и завышения объема доходов в реестре источников доходов с показателями проекта бюджета);
- 42955418-00руб. нарушения ст.96 Бюджетного кодекса РФ (допущены расхождения в показателях по источникам финансирования дефицита бюджета по изменению остатков средств бюджета).
Кроме того в ряде муниципальных образованиях Верхнеландеховского муниципального района не соблюдаются требования ст.169,172 Бюджетного кодекса РФ допускающие отклонения финансовых показателей прогноза социально экономического развития от показателей доходной и расходной части бюджета муниципального образования, тем самым нарушается принцип достоверности бюджета, установленный ст. 37 Бюджетного кодекса РФ.
В нарушение Соглашений о передаче полномочий контрольно- счетного органа сельских поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района при утверждении нормативно — правовых актов о внесении изменений в бюджет муниципального образования ряд сельских поселений не предоставляют проекты решений на экспертизу в КСК Верхнеландеховского района. Так за 2021год не прошли процедуру экспертизы 5 проектов нормативно-правовых актов муниципальных образований по трем поселениям Верхнеландеховского муниципального района.
Мероприятия экспертного характера, проводимые в отчетном году, составляли основу контроля над бюджетом Верхнеландеховского муниципального района и бюджетами четырех поселений (городского, Мытского, Симаковского и Кромского поселений). Мероприятия осуществлялись в форме предварительного контроля перед принятием проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, текущего контроля непосредственно в ходе его исполнения в отчетном году и внесения в него изменений дополнений, последующего контроля по итогам исполнения бюджета за отчетный финансовый год.
В ходе экспертно- аналитической деятельности основное внимание уделялось предупреждению и профилактике нарушений бюджетного законодательства, эффективности и целесообразности расходования финансовых ресурсов.
3. Совершествование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность комиссии
Для осуществления деятельности постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля – Контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района в 2021году на основе Общих требований к стандартам внешнего муниципального финансового контроля, разработан и утвержден Стандарт «Финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ».
В очередном году продолжится работа по методологическому обеспечению полномочий, установленных решением Совета 22.12.2021г.№33 «О контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района».
4. Иная деятельность
В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 года №6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно — счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» информация о деятельности КСК размещается на официальном сайте Верхнеландеховского муниципального района телекоммуникационной сети Интернет во вкладке «КСК». Совету Верхнеландеховского муниципального района, Совету Верхнеландеховского городского поселения, Советам Симаковского, Кромского и Мытского сельских поселений и главам вышеуказанных муниципальных образований для ознакомления и принятия мер направлялись все материалы по проводимым контрольным и экспертно- аналитическим мероприятиям. В рамках заключенных Соглашений с поселениями Верхнеландеховского муниципального района КСК ежегодно предоставляет представительному органу поселения информацию об осуществлении предусмотренных Соглашением полномочий.
5. Заключительная часть
Работа КСК в 2021году была нацелена на формирование нормативно-правовой базы для осуществления деятельности КСК, на выполнение требований бюджетного законодательства, осуществление контроля над исполнением бюджетов муниципальных образований Верхнеландеховского муниципального района.
Анализ деятельности КСК за 2021год показал, что в истекшем периоде выполнение основных задач и функций органа внешнего муниципального контроля в рамках годового плана КСК обеспечено (по мере поступления проектов решений, бюджетной отчетности ГРБС, отчетов об исполнении бюджетов и других документов и материалов, предоставляемых в соответствии с бюджетным законодательством) в полном объеме.
Бюджетный процесс в муниципальных образованиях Верхнеландеховского муниципального района организован в соответствии с действующим бюджетным законодательством, но результаты проведенных экспертно-аналитических мероприятий показали, что при ведении бюджетного процесса имеют место нарушения и недостатки.
На основе результатов деятельности КСК в 2021году и с учетом итогов контрольных мероприятий рассмотрен и утвержден план работы на 2022год. В 2022году КСК будет продолжена деятельность по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и над нормативно-правовой базой для осуществления основных полномочий КСК. Кроме того в связи с внесенными поправками в Устав Верхнеландеховского муниципального района и в Положение о контрольно-счетной комиссии Верхнеландеховского муниципального района»решением Совета Верхнеландеховского муниципального района от 22.12.2021г.№33, закрепляющие за КСК статус юридического лица, предстоит работа по формированию нормативно-правовой базы учреждения и выполнения обязанностей как юридического лица и распорядителя средств.
Председатель Контрольно- счетной комиссии
Верхнеландеховского муниципального района Т.В. Боровкова