Рано или поздно в жизни большинства родителей наступает тот момент, когда ребенок впервые в жизни идет в школу сам. И, если это происходит достаточно рано, а не в 10 -11 классе, то, переживаний у обеих сторон данного процесса — хоть отбавляй. Ребенок волнуется, боясь ошибиться, родители переживаю, все ли хорошо у ребенка. А значит, лучше продумать все до мелочей заранее, составив с самостоятельным, отныне, школьником подробный маршрут, чем нервно смотреть на часы все те 10-15 минут, пока он не отзвонится из раздевалки или от условленного светофора.
Что нужно учесть, составляя такой маршрут, как и о чем говорить с ребенком, на что смотреть.
Прежде всего, родителям следует заложить основы понимания ребенком того, что происходит на дорогах, и уровня опасности, которая грозит ему в случаях нарушения правил правильного поведения на дорогах. Это позволит избежать бессмысленного девиантного поведения ребенка, которое свойственно им в подростковом возрасте.
А закладывать основы лучше всего на практике, фиксируя затем в графическом режиме. Дети, в большинстве своем, визуалы, и яркая картинка с зафиксированным маршрутом придется им больше по сердцу, нежели список или ваш подробный рассказ перед каждым выходом.
Кроме того, дети воспринимают действительность несколько иначе, чем взрослые. У них иначе работает внимание, другая скорость реакции, минимальный жизненный опыт, не сформировано ощущение угрозы и есть склонность к познанию мира через неоправданные, порой, риски.
Разберемся, как должен выглядеть ваш маршрут, что в нем должно быть, а чего быть категорически не должно.
— Прежде всего, маршрут должен быть безопасным, не только с точки зрения дорожного движения, но и с точки зрения прочих факторов влияния. Составьте его так, чтобы он пролегал исключительно по людным местам и освещенным улицам, избегая дворов, гаражей и т.п.
— Постарайтесь рассчитать путь так, чтобы маршрут затрагивал как можно меньшее количество дорог, даже если итоговое время выйдет на 2-3 минуты длиннее.
— Самое важное, чего следует избегать в вашем маршруте — перехода дороги в неустановленном месте и нерегулируемого пешеходного перехода. Это точки повышенной опасности, которые ребенок посещать не должен, тем более в одиночку.
— В случае, если есть выбор, отдайте предпочтение подземным или наземным переходам, где у ребенка нет шансов выйти на дорогу.
— Если ребенку предстоит проехать несколько остановок на общественном транспорте, выберите те остановки, на которых он должен сесть на транспорт и сойти с него. Заранее договорившись, что пеших прогулок на такие расстояния не предусматривается, а о всех форс-мажорных обстоятельствах (проблемы на дороге, подвозят родители друга, потерял деньги на билет) ребенок обязательно предварительно сообщает по телефону.
Говорить с ребенком, обсуждать маршрут, который вы строите, рассказывать, что и почему – обязательно. Так как первый и основной гарант безопасности – понимание.
О чем обязательно надо поговорить с ребенком в ходе построения и отработки маршрута.
— Почему нельзя переходить дороги где — попало.
Расскажите о том, чем грозит такой переход. Что водитель может не увидеть пешехода, не успеть затормозить, что тормозной путь машины обусловлен законами физики, а не человеческими желаньями.
— Объяснить, что быть живым, лучше, чем очень крутым или даже правым.
Ребенок должен отчетливо понимать, чем может окончиться столкновение машины и человека. С какой скоростью движется автомобиль, как быстро он появляется и как медленно останавливается. И внимательно смотреть по сторонам, даже когда загорается зеленый свет.
— Лучше опоздать, чем не прийти.
Безопасность важнее, чем начало урока и даже начала любимого мультфильма. Спешить и нарушать правила – значит подвергать себя неоправданному риску.
— Зеленый свет – тоже повод быть внимательным.
Зеленый свет на светофоре горит в течение определенного времени. Даже если у светофора нет цифирного отсчета, ребенок должен знать, как долго горит разрешающий сигнал в данном месте и уметь рассчитывать время перехода, чтобы не оказаться в середине дороги, когда сигнал поменяется.
— Мобильный телефон, наушники и капюшон могут быть источниками опасности
Поговорите с юным пешеходом о вежливости и уважении на дороге. О том, что слышать и видеть сигналы, которые подают нам другие пешеходы и водители – крайне важно. СМС можно прочесть позже, музыку послушать тоже в спокойно обстановке. Пешеход идущий по дороге должен быть собранным и внимательным, слышать и видеть все, что происходит рядом с ним и обращать внимание на важные для него вещи.
— Дождь и зонт
Видимость из-под зонта тоже несколько ограничена, о чем надо помнить, подходя к пешеходному переходу, да и просто идя по улице. Пусть ребенок выберет удобное положение, в котором ему все видно. Подумайте вместе, какой зонтик будет лучше видно в дождь, и пусть ребенок берет с собой именно его. Расскажите о том, что машинам тоже бывает скользко, и в дождь нужно быть вдвойне внимательным.
— Двигаться дальше от проезжей части
Ширина современного тротуара позволяет идти плечом к плечу нескольким людям. Предложите ребенку мысленно провести линию посередине дороги и двигаться исключительно по той половине, что дальше от проезжей части.
— Световозвращающие элементы
Помните, что светоотражающие элементы помогают водителям раньше видеть пешеходов. Выбирайте одежду для детей, а также школьные сумки, со встроенными световозвращающими вставками.
Помните, что, обучая своих детей правилам поведения на дороге, главным и самым важным примером для них являетесь вы сами! Будьте достойны своих детей и их уважения. Будьте в культуре!