В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) в сфере обращения с отходами произошли существенные изменения.

Самые значимые из них:
• полномочия по организации обращения с отходами переданы от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ;
• вводится институт регионального оператора по обращению с отходами, определяемо-го на основании конкурсного отбора;
• федеральным законом предусмотрена разработка и реализация во всех субъектах РФ региональных программ и территориальных схем в области обращения с отходами;
• вводится экологический (утилизационный) сбор с производителей и импортеров готовых товаров, средства от которого будут поступать на развитие систем обращения с отходами в регионах РФ.
• услуга по обращению с твердыми отходами переходит в разряд коммунальных, кото-рую всем потребителям области (собственникам отходов) обязан оказывать регио-нальный оператор;
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдель-ные законодательные акты Российской Федерации», были внесены изменения, в том числе в Федеральный закон №89-ФЗ, которые переносят обязательный переход на оплату коммуналь-ной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) собственников таких отходов с региональными оператором по обращению с ТКО на 1 января 2019 года. Ука-занные изменения вступили в силу 29 декабря 2016 года.
30 декабря 2016 Минстроем России были выпущены соответствующие разъяснения вступивших в силу изменений в федеральное законодательство. Так указанными изменениями устанавливается поэтапный переходный период, позволяющий субъектам Российской Федера-ции по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), при которой обращение с ТКО может осуществляться только по дого-ворам с региональным оператором по обращению с ТКО.
Так, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО, а также объем вывозимых ТКО, определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством. Заключенные договора на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договоров с региональным оператором.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В нашем регионе 30.12.2016 были подведены итоги конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области.
Победителем конкурсного отбора по выбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области было признано ООО «Чистое поле — Центр» ИНН 3704005843, КПП 370201001, ОГРН 1113704000585, 153002, г. Иваново, ул. Жиделева, 21, оф. 210.
17.01.2017 с указанным лицом Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ива-новской области было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области.
Таким образом, одними из первых в стране наш регион провёл конкурсный отбор на присвоение статуса регионального оператора по обращению с отходами.
В настоящее время Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской об-ласти разработан план мероприятий (дорожная карта) по поэтапному внедрению новой системы по обращению с отходами на территории Ивановской области в 2017 году.
В соответствии с Дорожной картой:
• до 01.02.2017 года должны быть определены нормативы накопления твердых ком-мунальных отходов;
• до 17.02.2017 года все потребители получат от Регионального оператора предложе-ния о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора;
• с 15.02.2017 по 15.04.2017 г. будут проведены торги на право сбора и транспортиро-вания ТКО, образующихся на территории муниципальных образований Ивановской области.
Все органы местного самоуправления получат письма с просьбой определить своего представителя для участия в комиссии по проведению торгов на право сбора и транспортирования ТКО. (Указанное требование содержится в пункте 10 постановления Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора»).
• до 30.05.2017 года будут утверждены единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО и размер платы граждан и юридических лиц за услугу по обра-щению с ТКО;
• с 01.07.2017 года – планируется полноценный переход на новую систему обращения с отходами на территории Ивановской области, через регионального оператора по обращению с ТКО.
Также 12 ноября 2016 года постановлением Правительства РФ N 1156 были утверждены «Правила обращения с твердыми коммунальными отходами».
Хотелось бы обратить особое внимание на положения Правил, которые имеют непосредственное отношение к обязанностям органов местного самоуправления (далее – ОМСУ).
Так согласно названным правилам.
1. Бремя содержания контейнерных площадок, расположенных вне придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, несёт собственник земельного участка, на котором расположена такая контейнерная площадка. В абсолютном большинстве случаев собственником этих земельных участков являются муниципалитеты. Следовательно, задача содержания таких контейнерных площадок и прилегающих территорий возлагается на ОМСУ.
2. Устанавливается новый порядок ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В случае обнаружения стихийной свалки объемом более 1 кубометра регоператор обязан уведомить об этом собственника земельного участка и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. Если собственник в течение 30 дней с момента получения уведомления не обеспечил ликвидацию стихийной свалки самостоятельно и не заключил договор с Регоператором на оказание услуг по её ликвидации, Региональный оператор обязан ликвидировать свалку своими силами и получает право обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов с собственника земельного участка.
3. Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионально-го оператора обязан направить всем потребителям предложение о заключении договора на ока-зание услуг по обращению с ТКО и проект такого договора. Рассылка таких проектов догово-ров региональным оператором уже началась.
Обращаем внимание, что до жителей Ивановской области необходимо довести, что по-лучаемые ими в настоящее предложения о заключении договора и проекты договора носят ис-ключительно информирующий характер и имеют своей целью доведение информации до жителей о начале процесса перехода на новую систему обращения с отходами в Ивановской области.
Данные договоры между жителями и региональным оператором по обращению с твер-дыми коммунальными отходами будут заключены только после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора.
Департамент будет оперативно информировать о ходе работ по организации деятельно-сти регионального оператора по обращению с отходами.
На 08 февраля 2017 в 15-00 в Департаменте запланировано совещание по возникающим вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО с руководством регионального опера-тора. Просим обеспечить присутствие представителей администраций ОМСУ (уровнем не ниже заместителей главы), на указанном мероприятии.