Высокие штрафы, тысячи фиксирующих камер на дорогах, строгие дпс-ники — все делается для того, чтобы направить автомобилистов в рамки правил, заставить водителей строго следовать им, не превышать скорость, не пересекать сплошную, не проезжать на красный и пропускать пешеходов.
Все это хорошо и правильно. Вот только ничего не делается для того, чтобы те же рамки направить самих пешеходов.
Все мы очень часто наблюдаем ситуации, когда пешеходы откровенно игнорируют и светофоры, и пешеходные переходы, и даже собственный здравый смысл, часто руководствуясь банальным «мне нужно» и «я делаю так, как хочу».
Дисциплинированные пешеходы считают приоритетным воспитание в семье, а вот нарушители оправдывают своё поведение недоработкой учебных учреждений, а также отсутствием времени на обеспечение собственной безопасности.
Не все пешеходы являются дисциплинированными участниками дорожного движения и не всегда осознают, что, нарушая ПДД, рискуют своей собственной жизнью. Многие люди убеждены, что знак «пешеходный переход» и нарисованная на асфальте «зебра» означают, что автомобили должны мгновенно остановиться, чтобы пропускать пешеходов. Хотя странно, что взрослые люди не знают простого физического факта — автомобили пока не умеют мгновенно останавливаться (не об препятствие, а регулярным образом). Эти люди были бы в какой-то степени правы, если бы они не кидались под колёса едущих автомобилей, но они, к сожалению, пытаются ещё и «учить водителей» именно таким образом.
Более того, пешеход, прежде чем выйти на дорогу, обязан убедиться, что его пропускают. Ведь даже, если уверен в своей правоте, то погибать под колёсами очень глупо.
Ну откуда у пешеходов такая уверенность, что грузовик легко сможет остановиться, чтобы избежать столкновения с глупцами без инстинктов самосохранения? Неужели одной убеждённости в том, что «водитель должен пропустить» хватает, чтобы прыгать под колёса? А вдруг у него тормозная система не очень исправна? Пешеходы реально готовы обменять свою жизнь на наказание автомобилиста за управление неисправной техникой? Сначала надо убедиться, что машина начала снижать скорость, а уже потом выходить на дорогу!
Проверьте, что все ваши родственники и друзья правильно понимают следующее:
— выходя на дорогу, всегда надо проверять, что автомобили вас пропускают (даже если они 100% обязаны пропускать!),
— ну, а автомобилистам остаётся только порекомендовать видеть в каждом пешеходе самоубийцу (и на всякий случай лучше иметь видеорегистратор).
Причиной ДТП могут стать как неправильные действия пешехода, так и водителя. Пешеходы в основном нарушают Правила дорожного движения не столько от незнания этих правил, сколько от отсутствия должной дисциплины. Почти 30% случаев наездов происходит на пешеходов в нетрезвом состоянии, когда люди теряют возможность правильно оценивать ситуацию.
А водителю трудно предугадать, как поведет себя такой пешеход при приближении к нему транспортного средства. Кроме того, на скользкой дороге у таких пешеходов возрастает вероятность падения на дорогу. Поэтому водитель, заметив неустойчивое поведение пешехода, должен снизить скорость движения и объехать его на большем расстоянии.
Водителям нужно учитывать, что молодые люди пересекают дорогу быстро, и их лучше объезжать сзади. Что касается пожилых пешеходов, это связано в первую очередь с ухудшением основных психофизиологических функций организма (снижение времени реакции, нарушение координации движений, снижение остроты слуха и зрения и т.д.). Эти факторы могут существенно усугубить ситуацию, если такой человек, нарушая ПДД, пытается перейти проезжую часть в неустановленном месте. Пожилые пешеходы, как правило, рассеяны, ведут себя на дороге неуверенно, поэтому при переходе дороги, заметив или услышав автомобиль, они чаще всего поворачивают назад. Если объезжать их сзади, неминуемо произойдет наезд.
Одним из наиболее опасных действий детей, которое повторяют и взрослые пешеходы, является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как им кажется, что чем быстрее они ее пересекут, тем скорее будут в безопасности. В основе этих действий лежит врожденный инстинкт: от опасности спасаться бегством. Этот инстинкт сохраняется у некоторых пешеходов на многие годы.
Звуковой сигнал воспринимается человеком почти мгновенно, в 5-7 раз быстрее, чем световой, поэтому в ряде ситуаций он может сыграть важную роль в предотвращении наезда на пешехода.
Основными причинами, приводящими к наезду на пешехода, являются превышение водителем установленной скорости движения, несоблюдение безопасной дистанции и интервалов движения на дороге, нетрезвое состояние водителя, а также неправильная оценка водителем дорожной обстановки.
Наказание нарушителей — дело ГАИ, а вот взаимное уважение водителя и пешехода может уменьшить число жертв на дорогах.
Госавтоинспекция