Самым опасным маневром при вождении автомобиля считается обгон. Он несет опасность для обгоняющего и обгоняемого, а также для встречного автомобиля. На них приходится наибольшее количество ДТП, причем серьезных. Часто его применяют на трассе, так как в городе больше полос для движения и водители пользуются перестроением. В городе лучшая видимость и меньшая скорость, поэтому обгонять проще.
Рассмотрим случай, когда вы обгоняете.
При движении постоянно контролируйте ситуацию впереди и сзади. Следите, чтобы в момент начала обгона вас никто не обгонял. Отказывайтесь от обгона на подъеме, повороте или в местах, где есть или возможны пешеходы.
Не обгоняйте если:
— на примыкающей слева дороге стоит автомобиль, водители при повороте направо со второстепенной обычно смотрят только налево;
— на примыкающей справа дороге стоит автомобиль, при обгоне не будет виден ваш автомобиль из-за обгоняемого;
— при наличии автомобиля на встречной обочине, его водитель при трогании внимательно смотрит в левое зеркало, и может не посмотреть вперед.
— обгоняемый автомобиль притормаживает или отклоняется от прямолинейного движения, сначала выясните причину маневра.
Самое главное при обгоне это просматривать дорогу. Не включайте заранее сигнал поворота, этим вы путаете других участников движения.
Сложно обгонять большие машины или группы машин. В обоих случаях близко не приближайтесь сзади, вам нужна дистанция и просматриваемость дороги для разгона. Можно немного сместиться влево или вправо для контроля ситуации впереди. Дистанция нужна учитывая аэродинамику. Большие машины несут за собой сильный поток воздуха. При обгоне он может увлечь легковой автомобиль под нее, особенно при плохих погодных условиях.
При обгоне группы автомобилей, дождитесь, когда можно это сделать за один раз. Ваша скорость обгона должна превышать их скорость на 20-30 км/час. При такой скорости вы сможете среагировать на действия других автомобилей, а им будет проще заметить ваш автомобиль. Если во время разгона появилась встречная, которая быстро движется, тормозите и вставайте в свою полосу. Пониженная передача при обгоне улучшает динамику разгона и способствует лучшему сцеплению с дорогой. Если впереди машина едет со скоростью 40-50 км/час, то обгон можно проводить на II передаче с разгоном до 80-90 км/час. Обгоны легковых машин и мотоциклов можно проводить без переключения на пониженные.
Обгон состоит из трех маневров. Первый — перестроение на полосу встречного движения, второй — опережение и третий — перестроение обратно в свою полосу. Есть еще один вариант, но он требует точного рассчета и высокого профессионализма управления автомобилем. Когда видите впереди «окно», начинаете приближаться по своей полосе. Нужно рассчитать так, чтобы выехать на встречную полосу в тот момент, когда встречная машина пересечется с обгоняемой. Вы в это время должны быть за ней. После этого резко выезжаете на полосу встречного движения и сразу обратно. Этот маневр похож на объезд.
Двойной обгон недопустим, но он безопасен, если первая машина легковая и без тонировки. Водитель первого автомобиля может отказаться от обгона и начнет тормозить чтобы занять исходную позицию.
Рассмотрим обгон в ночное время.
Для безопасного маневра нужно отлично ориентироваться на трассе. Начинайте обгон с ближним светом фар и дальний включайте после того, как поравнялись с обгоняемой машиной. Перед обгоном можно мигнуть, тем самым, показывая, что сейчас вы будете обгонять.
Рассмотрим случай, когда вас обгоняют.
Всегда давайте возможность обогнать. В момент обгона не нажимайте на газ и не тормозите. При появлении встречной действуйте по ситуации. Можно прижаться вправо и притормозить, если обгоняющая машина уже опередила вас. Но если она только начала обгон, примите вправо не изменяя скорости. У водителя обгоняющей появится возможность отказаться от обгона.
Если обгоняет фура, помните про аэродинамику: в середине обгона машину будет притягивать к фуре. Держите руль и будьте готовы активно выруливать.
Рассмотрим случай, когда обгоняют впереди.
Часто возникают опасные ситуации, когда обгон идет вам навстречу. Ошибка другого водителя может привести к ДТП. Лучше перенести ногу на тормоз, когда впереди видите обгон. Если вы видите, что впереди идущая машина может не успеть перестроиться — тормозите и плавно перемещайтесь на обочину. А если вы включите правый поворотник, то этим вы подскажите, что поедете вправо, и он будет пытаться проехать посередине. Старайтесь замедлять скорость на трассе в местах ограниченного обзора (подъем, закрытый поворот).

Госавтоинспекция