Ежегодно на дорогах нашей страны погибает более 20 тысяч человек. Каждый десятый пострадавший в дорожно-транспортном происшествии — ребёнок до 16 лет. Какой должна быть детская техника безопасности на дороге и что не нужно забывать взрослым? — все это мы обсудим дальше, в статье. Дети видят дорогу по-другому! В мировом сообществе были проведены отдельные исследования, посвященные тематике безопасного движения на дорогах. В результате выявлено, что дети и взрослые переходят дорогу абсолютно по-разному. Старшие способны оценить дорожную обстановку заранее, замечая издалека. У детей этот процесс запускается лишь в момент нахождения на самой проезжей части. Также отмечено, что мальчики в большей степени склонны к риску, нежели девочки. Потому дорожные происшествия с участием первых происходят намного чаще.
Восприятие дороги у детей разных возрастов
Дети 3-5 лет могут отличать автомобиль, находящийся в движении, от неподвижного. И, тем не менее, они убеждены, что транспортное средство умеет остановиться мгновенно. Маленькие дети не способны подлинно оценивать примерную скорость авто либо дальность расстояния, на котором оно находится. А о тормозном пути ребёнок и близко не знает. В подсознании детей автомобили — управляемые игрушки, которые запросто затормозят при желании. В 5-6 лет лучше развиваются органы чувств: боковое зрение на 2/3 приближено к тому, что способен видеть взрослый. Но всё ещё ребёнок не может правильно распределить своё внимание, различить значимое от несущественного. Средний возраст, когда дети уверенно ориентируются, где правая сторона, а где левая — 7 лет. В 9 лет малыш имеет навыки движения на проезжей части: осваивает велосипед, умеет мгновенно среагировать на звук, а также находит взаимосвязь с размерами объекта и его удаленностью (чем дальше машина, тем она меньше). У детей избирательное внимание. Одна из черт детской психологии заключается в избирательности внимания. По этой причине дети не способны концентрироваться одновременно более, чем на двух предметах. Из всего разнообразия окружающего мира ребёнок хватает то, что ему наиболее любопытно сейчас, на что и направляет 100% своего внимания, к примеру, мяч, выскочивший на проезжую часть дороги. Если мои глаза не видят опасности, значит её не существует. Лишь к десятилетнему возрасту заканчивает своё становление нервная система ребёнка. Заметив опасность перед собой, малыши замирают в ужасе, сильно зажмурив глаза. В детском подсознании действует стереотип: «раз я не вижу опасности, значит она не существует, а со мной всё будет хорошо».
Поведение на шоссе, проспекте, улице и во дворах
В населённом пункте разрешено передвигаться по тротуару или обособленной пешеходной дорожке. В случае их отсутствия — вы обязаны ходить по обочине, велосипедной дорожке либо в один ряд по краю проезжей части. Не следует вести маленьких детей у края тротуара — для их безопасности со стороны дороги должен находиться старший. Вне населённого пункта целесообразно передвигаться по обочине навстречу транспортному потоку. Таким образом, вероятность предугадать и устранить наезд на идущего, значительно увеличивается, ведь он отчетливо понимает масштаб движущихся на него машин. Люди неосознанно полагают, что в дворовой и прилегающей территории ДТП случиться не может. Тем не менее, открывая двери подъезда, следует убедиться в отсутствии проезжающих машин, в особенности мотоциклов или мопедов. Маленькие дети — любители поиграть во дворах. С малолетнего возраста, к моменту самостоятельного выхода на улицу, ребенок должен быть научен технике безопасности во дворе и вблизи проезжей трассы. Следуя по улицам города, прохожим стоит обходить выезды с автостоянок, открытые и закрытые двери гаражей, заезды в дворовую и прилегающую территории. Знайте, водитель не заметит вас до того момента, пока вы не окажетесь на его пути. Правила безопасности на дороге для школьников должны объясняться равноценно как родителями классным учителем, так и учителем с помощью консультаций. Это правило также касается проведения работы по безопасности на дороге воспитателем в детском саду. Безопасность при переходе: правила просты. Около трети случаев наезда происходит на пешеходных переходах. В подавляющем большинстве, вину случившейся трагедии возлагают на водителей, но ситуации бывают не всегда ясными, ведь и пешеходы зачастую нарушают правила. Школьники, возвращаясь после летнего отдыха в новый учебный год, снова привыкают, что в городе плотный поток автомобилей. Безопасность на дороге для школьников — это то, о чем нельзя забывать даже в период каникул. Водители руководствуются большим объёмом ограничений, а единственное, чего они ждут взамен, — соблюдать нехитрые правила перехода дороги: готовиться к переходу дороги следует заблаговременно, без резких движений. Нельзя перебегать ее, нужно переходить спокойным шагом; запрещается выходить на проезжую часть из-за препятствия. Следует убедиться в безопасности выхода. Основное заблуждение родителей — внушать детям двигаться на зелёный цвет светофора. Совершать переход проезжей части разрешается лишь на этот сигнал. Однако не стоит заблуждаться в этом. В обязательном порядке следует объяснить ребёнку, что спешка при зелёном цвете светофора — излишняя. Нужно убедиться, что все транспортные средства остановлены, только тогда можно смело шагать. В идеале, нерегулируемые пешеходные переходы нужно убрать из маршрута школьника. Золотое правило: посмотреть сначала налево, а потом направо — только после можно переходить проезжую часть. Если ребенок тяжело понимает это правило, следует на личном примере показывать значимый алгоритм, проговаривая свои действия. Всегда оценивать скорость движения машин и их плотность: дождавшись «просвета» можно двигаться дальше.
Пример родителей
Дети по своей натуре склонны повторять технику действий старших: когда ребёнок замечает безразличное поведение взрослого к правилам передвижения, то и сам не будет их придерживаться. Единственная неосторожность может повлечь за собой куда большую беду. Правила безопасности детей на дороге взрослые должны доносить в обязательном порядке, эту тему следует неоднократно поднимать в любой семье и каждом классе, группе. С самого раннего детства стоит объяснять правила дорожного движения, закрепляя теорию собственным примером: не загружайте малыша всеми правилами сразу; заметив на улице ошибки пешеходов либо водителей, проговорите их вслух, показывая, что так поступать не нужно; объясняйте всё доходчиво и ясно, не пугайте; обучение езде на велосипеде должно сопровождаться объяснением ПДД. Так легче запоминаются сложные правила. Ведь теперь и ребенок участник движения.
Езда на велосипеде
Велосипедисты, а также водители мопедов, обязаны двигаться в один ряд только по крайней правой стороне дороги. Допустима езда по обочине, лишь в случае, когда вы не мешаете пешеходам. А если вы едете впервые или не знаете правил, ни в коем случае не выезжайте на проезжую часть. Важно! Переходя дорогу, слезайте с велосипеда. Ехать по «зебре» запрещено.
Ограничения для водителей двухколесного друга:
— при наличии велосипедной дорожки, двигаться по проезжей части дороги;
— провозить грузы, выступающие за габариты больше, чем на 0,5 метров, либо же создавать помехи для правильного управления транспортом;
— перевозка пассажиров, кроме детей до 7 лет на специальном сиденье;
— запрещено управление, не держась за руль;
— поворачивать влево либо совершать разворот на многополосных дорогах;
— ограничения, предусмотренные отдельными нарисованными запрещающими знаками.
Велосипеды следует обеспечить исправными тормозами и звуковым сигналом. Двигаясь на велосипеде в ночное время суток, обязательно наличие фонарей: спереди белого цвета, а позади — красного; также по бокам должны быть расположены световозвращающие элементы оранжевого и красных цветов. Важно! Высокая скорость повышает вероятность возникновения ДТП, а значит и тяжелые последствия. Скорость движения велосипеда выбирается, учитывая реальные дорожные и погодные условий, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения.
Обезопасим себя ночью
Каждый пешеход, находящийся на улице в тёмное время суток, особенно зимой, должен обезопасить себя светоотражающими элементами. Потратив символическую сумму на их приобретение, вы получаете своего рода защиту. Опыт многих стран Европы показал, что их использование снижает количество аварий. Важно купить качественный светоотражающий элемент, а не аксессуар-сувенир. Рекомендации ГИБДД: предпочтительно выбирать элементы желтого или белого цвета: они имеют самую оптимальную световозвращаемость; остановите свой выбор на незамысловатой форме: круг или полоска. Высококачественный аксессуар в ночное время отражает свет на 400 метров. В пределах города, где максимально разрешённая скорость 60 км/ч, качественный белый или желтый световозвращатель виден 24 секунды; другие, более плохого качества, заметны за 80 метров и водитель видит пешехода всего 3 секунды.
Заключение
Безопасность на дорогах ради сохранности жизни — наша обязанность. Нельзя пренебрегать такими элементарными вещами, как световозвращающий элемент, забывать посмотреть по сторонам при переходе дороги даже по «зебре», ведь неизвестно, когда собственная настороженность спасёт жизнь. Также помните, правильно объяснив правила безопасности на дороге для детей, вы спасете жизнь ребенку.